партнерский материал
«Пушкин однозначно бы вел Инстаграм,
а Пастернак нет
».
Молодые писатели — о вдохновении, возможности учиться у мастеров и литературных курсах Litband.
Профайл
Школа Litband литературная мастерская для писателей, сценаристов, блогеров и журналистов. Двухмесячный курс, на котором не только научат секретам писательского мастерства, но и помогут найти издателя или получить предложение о сотрудничестве. Выпускники школы издаются в «ЭКСМО» и других издательствах, сотрудничают с глянцевыми журналами.
1
«Работа с текстом, как кройка одежды».
Ирина Штырник, журналист, аспирант МГУ.
Идет набор на новые курсы:
  • C 12 октября по 12 декабря Мастерская фикшн; www.litband.ru
  • C 26 октября по 26 декабря Мастерская нон-фикшн; www.litband-nonfic.ru
— Говорят, что писательские курсы для слабаков, а истинное вдохновение приходит через муз? Что думаешь по этому поводу?

Говорящие так, скорее всего, не умеют писать и тешат свое самолюбие ванильными постами для Инстаграма. Работа с текстом, как кройка одежды. Даже если мне принесут ткань, и все музы слетятся на плечо, маловероятно, что я смогу хоть что-то сшить. Чтобы написать рассказ, повесть, роман нужно понимать по каким законам слова складываются в предложения. На писательских курсах есть шанс за короткое время познакомиться с этими законами и на себе проверить, как они работают.
— Ты сама преподаватель МГУ. Уверен, ты со всей строгостью выбирала литературную школу. Почему Litband?

В ЛитБэнд я пошла раньше, чем превратилась в строгую преподшу. Рекламу школы я увидела случайно в facebook на стене у знакомой. Посмотрела ролик и почему-то сразу поняла, что все случайное неслучайно. В тот момент у меня был творческий кризис. Хотелось что-то написать, а что и как не знала. Хотелось новых людей. Глубоких. Чутких. Хотелось отдохнуть от написания закадровых текстов для телесюжетов и заумных глав для магистерской диссертации. Решила проверить на себе как работает школа для писателей.

— В чем особенность быть писателем именно сегодня? Как думаешь, Пушкин бы вел инстаграм?

Сегодня форма иногда важнее содержания. Люди, умеющие себя продавать часто известнее, богаче, успешнее начинающих авторов, которые скромничают и делятся плодами своего творчества только со знакомыми. Причем часто бывает, что тексты последних лично меня затрагивают больше, чем произведения растиражированных писателей. Пушкин однозначно бы вел Инстаграм, а Пастернак, думаю, считал бы это ниже своего достоинства.

— По каким критериям ты оцениваешь для себя, понравились или не понравились курсы? Что важно?

Вот что важно: ЛитБэнд не коммерческая история: заплатил деньги, послушал лекции, что-то накалякал и ушел. ЛитБэнд это семья. Я до сих пор общаюсь с сокурсниками, сохраняю чужие рассказы у себя в заметках и отправляю знакомым. Каждая наша литературная посиделка, каждый наш глубокий разговор и «пальцы просятся к перу, перо к бумаге». Важно, что после курсов моя история с Литбэндом не закончилась, что в финале нашего романа стоит многоточие, а не точка.

— Твои самые сильные впечатления от лекций и преподавателей?

Сложно выделить кого-то одного. На занятии с каждым преподавателем была какая-то невероятная магия. Александр Снегирев помог по-новому посмотреть на старую добрую классику. Татьяна Загдай пыталась привить нам сценаристское мышление. Анна Котова показала, где нужно ставить паузы в словах. Леонид Костюков научил, как из идеи вырастить рассказ.

Примерно раз в три месяца ЛитБэнд проводит конкурсы, после которых все участники встречаются на читку своих текстов. На такую вечеринку мастерской я впервые попала после месяца обучения. Меня тогда сильно впечатлила атмосфера. Есть категория талантливых «бэндовцев», которые по разным причинам занимаются не очень любимым делом: проводят свои будни в серых офисах, пишут отчеты, разговаривают с коллегами о погоде, просто потому что больше с ними нечего обсудить. Так вот я видела, как такие бэндовцы расцветают на читках мастерской, как у них появляется вдохновение не забрасывать свое хобби, рождаются идеи по продвижению своих произведений.

— Рассказ, который ты написала в ЛитБэнд, вошел в сборник лучших рассказов студентов мастерской, выходящий в «ЭКСМО» я ноябре. О чем текст? Ты написала рассказ от и до в мастерской?

До ЛитБэнда у меня не было ни одного художественного рассказа. Да, я вела дневник, описывала свои мысли, чувства в заметках на айфоне, но никогда ничего не сочиняла. Я не понимала, как можно придумать героиню, выдумать имена, описать ситуацию, в которой лично я никогда не была. И для меня до сих пор удивительно, как за неделю до финала мастерской на свет появился текст на 10 страницах А4, а еще удивительнее, что мой литературный «первенец» будет опубликован «ЭКСМО».

Писала я о школе. О взрослых, которые остались детьми и не смогли перерасти свои подростковые обиды, зависть, злость. Друзья, с которыми я познакомила свое «творение», разделились на два лагеря – одни смеялись, другие плакали. А когда я спрашивала их: «Что именно вызвало слезы?» или «Где тут самый смешной фрагмент?», все отвечали почему-то по-разному.
Писателям на заметку
Школа Litband это практика с первых занятий: от этюдов к рассказу, от идеи фильма к сценарной заявке, от страха к творческой смелости. Литературная мастерская Litband работает по 3-м направлениям: мастерская «фикшн», мастерская «нон-фикшн», мастерская «драматургии». Очные курсы в Москве, не онлайн. Все курсы идут 2 месяца. Занятия 2 раза в неделю, по средам и пятницам, с 19.00 до 22.00. Для поступления на курс придется выполнить тестовые задания. Любые вопросы вы можете задать куратору курса Елене Помазан 89151840403 (whatsup) или написать по email.
2
«Писать я точно
стала лучше».
Анна Бобровская, поэт, режиссер, актриса.
Создатели Литбэнд говорят, что это не просто курсы, а еще и тусовка. Как ты думаешь, среда важна для писателя или достаточно поселиться в замке из слоновой кости и писать свои тексты в одиночестве?

У каждого автора, как и у повара, свой рецепт. Кто-то почитает аскезу, кто-то открыт миру. На мой взгляд, среда это важно. Особенно для писателя начинающего. Это поддержка, возможность говорить на одном языке с людьми, которые дышат тем же кислородом творчества, новые идеи, взаимодействия, открытия, дружба, самосовершенствование. Есть и материальная выгода аудитория, читатель, связи и новые возможности. Еще одно звено в системе 6 рукопожатий. ЛитБэнд ценный ресурс и поэтому я им пользуюсь. И да, тусовка это не значит пить, сплетничать и богемно курить самокрутку это значит, иметь место и людей, к которым можно прийти, когда это тебе необходимо.

Что значит учиться у мастера? Что такое вообще литературная учеба?

Учиться у мастера значит учиться. Самое главное тут это доверие к тому человеку, у которого ты хочешь перенять опыт, если доверия нет ищи дальше. Учитель нужен каждому, ведь школа в любой профессии основа, фундамент. Постигнув правила, нарушай, твори, создавай вопреки. Но сначала потрудись выучить алфавит профессии. Литературная учеба не сделает из вас писателя, она просто дает вам инструмент и формулы. А сделаете ли вы открытие зависит от вас.

Почему именно ЛитБэнд , а не другие школы литературного мастерства? По каким критериям ты выбирала? Что первично мастер или программа?

То, что я пошла в ЛитБэнд- случайность, то что осталась (курс за курсом, тренинг за тренингом, я прошла много программ) сознательный выбор. Подруга прислала объявление я ознакомилась, мне понравилось, и я пошла. До этого, я долго не решалась идти учиться писательскому мастерству, но как все совпало. В объявлении решающими были три параметра в течение курса мы пишем рассказ, тексты читает редактор «ЭКСМО» и география расположения школы. Очень важно, что есть четкие дедлайны (которые самостоятельно соблюдать не получается), темы и преподаватели наставники, дающие знания и перспективу. Приятным бонусом стала писательская среда — появилось много новых друзей и полезных знакомств.
событие
В ноябре 2018 года в издательстве «ЭКСМО» выходит сборник лучших рассказов студентов мастерской ЛитБэнд за 2 года.
— Каковы итоговые результаты? Стала ли ты лучше писать? Появилось ли больше уверенности?

На курсе мой рассказ не занял первое место, и не получил возможность публикации. Но уже после завершения школы, с тем же редактором, мы выпустили другой, в одном из сборников «Эксмо». Уверенность после учебы появилась знания и опыт стали наращиваться, как мышца у спортсмена. Впрочем, неуверенность все же осталась заставляет сомневаться, переживать, изводиться. И это нормально. А писать я точно стала лучше.

В сети не утихает полемика про Сюзанну Кларк, которая пошла на литературные курсы, написала рассказ, ее заметил Нил Гейман. Так вышел ее роман, которой купило издательство Bloomsbury за 1 миллион фунтов стерлингов, а на BBC сняли по нему сериал. Как ты думаешь, возможна ли в России такая ситуация? Когда слава начинающего автора начинается с одного рассказа?

Поскольку я мечтаю примерно о том же, я верю, что да — такое возможно и в России. Одна проблема, миллион фунтов издательство в России тебе не заплатит. Но я согласна и на миллион рублей.

Ты и поэт, и актриса, и режиссер, что сейчас делаешь? Что пишешь? Над чем работаешь?

Вот сколько у меня обличий, столько и планов. Мечтаю издать книгу прозы, дописать 2-ю часть сборника в стихах «Родом из детства», работать на сцене в новых проектах, продолжить писать рассказы. Сейчас я иду учиться в ЛитБэнд на драматургию, пора дописать пьесу и дойти наконец-то до театральной сцены, кажется, меня уже заждались!
Писателям на заметку
Школа Litband часть образовательного проекта Getband, в который входит: школа DIY кинематографии MovieBand, фотокурсы PhotoBand, школа публичных выступлений OratorBand. За 4 года проекты выпустили более 1000 студентов.
3
«Если написал лажу, тебе так и скажут».
Александр Шевченко, юрист, автор малой прозы, активист.
Зачем юристу из Сити литературные курсы?

Ну, юристом, тем более из Сити, я был не всегда, а литературой болею уже давно. Если присмотреться, то в жизни повсюду сюжеты или намёки на сюжеты, которые мне хотелось бы уметь правильно и убедительно описывать. А поскольку мне больше интересна литературная форма, то описывать захотел, создавая рассказы и повести, нежели статьи или посты на facebook.

Литбэнд это история про то, что каждый может рассказать свою историю миру. Но в литературной тусовке есть мнение, что литература это нечто элитарное и настоящий писатель должен быть отмечен печатью дара? Ты с этим согласен?

Если у тебя есть дар, тебе повезло и ты молодец. Но ведь неизвестно, есть у тебя дар или нет. Потому как дар – не панацея, не мерило и не критерий для того, чтобы заниматься литературой. Критерий сама история и желание её рассказать.

ЛитБэнд снобы?

Отнюдь. Литбэнд весьма демократичные ребята. Всем дают попробовать, не особенно обижают критикой, но и не нянчатся. Не хвалят за всякую ерунду. Если написал лажу, тебе так и скажут.

Чак Палланик научился писать на курсах литературного мастерства. Как думаешь, это исключение из правил?

Мало где гарантируют, что «станешь Палаником». Зависит, как всегда, только от тебя самого. Курсы не готовят авторов в формате конвейера: закончил курс получи корочку автора. Нет. Курсы даже не столько учат, сколько дают ответы на твои вопросы о писательстве и о твоей роли в нём. По итогу приходит более полное понимание писательского процесса, и ты продолжаешь идти по своему пути уже в контексте этого нового понимания. Помните метафору? Тебе дают не рыбу, а удочку. А уж дальше ты сам.

Чему ты научился в ЛитБэнд?

Каждый забирает с курсов своё, получает знакомства, получает ответы на свои вопросы, осваивает понятные именно ему методики активации своей творческой жилки и тому подобное. Меня курсы воодушевили и подтолкнули, мол, давай продолжай, надо развиваться дальше. Я стал писать гораздо больше. А для меня это само по себе уже результат. Помните, как говорил Стивен Кинг: чтобы научиться писать, нужно много читать и много писать. Работаю в обоих направлениях.

Чьи лекции были особенно полезными?

Без умаления полезности всех остальных лекций я бы отметил лекции Леонида Костюкова и Алисы Ганиевой. Это, знаете, как теория и практика на вождении. У Костюкова не было никаких советов под диктовку, у него была база, основные принципы писательства. На наши вопросы он отвечал примерами и историями из собственной жизни, и ответ получался живым, наглядным и каким-то прикладным что ли.

А у Алисы Ганиевой уже, напротив, была практика. В формате «здесь и сейчас» она заставляла работать правое полушарие в авральном режиме и выдавать текст. Это был очень интересный опыт нас сдвигали с мёртвой точки, на которой порой останавливается автор, которого распирает от идей, мыслей, а сказать он ничего не может. Оказывается, и здесь помогает тренировка, упражнения, техники фрирайтинга.

Знаю, что ты вел вечер короткого рассказа. Нужно было написать текст о кофе, по итогам выбирали лучший текст. Такие победы выпускников курсов много значат для участников?

Важна не победа, а участие. Это опыт, обратная связь. Кроме того, вы смотрите, как одну тему раскрывают двадцать-тридцать человек. Да и вообще здорово, когда люди собираются, общаются, читают свои рассказы.

Планируешь ли продолжить учиться?

Обязательно. Сейчас у ЛитБэнд запускается новый курс по драматургии, ведущий преподаватель – Юлия Тупикина, пойду туда. Пока искра есть, думаю, надо продолжать. LB

Фото: Kseniya Lysyj-Kot
О школе
Litband. Литературная мастерская
Литературная мастерская для писателей, сценаристов, блогеров и журналистов. Двухмесячный курс писательского мастерства, на котором не только научат секретам ремесла, но и помогут найти издателя или получить предложение о сотрудничестве. Выпускники школы издаются в «Эксмо», сотрудничают с «АСТ», «Самокат», «Индивидуум», «Питер», журналом «Аэрофлот», «Батенька, да вы трансформер» и др.
www.litband.ru
Made on
Tilda